Остров успеха
В кризисный для российской экономики год производство ПП, промежуточный спрос в переработке и конечное потребление изделий из полипропилена показали беспримерный рост даже на фоне общей относительной стабильности в химпроме. Увеличение предложения отечественного материала по объему и ассортименту позволило выбирать между импортом и конкурентными по цене локальными поставками в пользу последних. Участники рынка обеспокоены лишь тем, насколько длительным окажется воздействие основных факторов успеха без дополнительных мер поддержки отрасли. Компания INVENTRA 24 марта провела Тринадцатую международную конференцию «Полипропилен 2016». Золотым спонсором мероприятия стал «Центрополимер», партнером – Milliken. Конференция прошла при поддержке компании ChemOrbis, информационным спонсором выступил журнал «Полимерные материалы».
Приветствуя участников конференции, управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров подчеркнул позитивные тенденции на рынке полипропилена: «За прошлый год производство выросло на 23%, потребление на 10%. Как мы видим, экономический спад этот сегмент не затронул. Да, проблемой остается дефицит специальных марок: мы продолжаем их импортировать, несмотря на подорожание из-за курса. Но российские производители знают об этой проблеме и занимаются ей. Когда они смогут нам предложить спецмарки и какого качества – предлагаю обсудить в ходе конференции».Директор департамента аналитики INVENTRA Лола Огрель традиционно открыла мероприятие обзорным докладом по российскому рынку ПП. По итогам 2015 г. производство полипропилена в России выросло на 23% и достигло показателя в 1.28 млн т. Коэффициент загрузки мощностей превысил 90%, при этом три предприятия – «Уфаоргсинтез», НПП «Нефтехимия» и «НКНХ» - работают с превышением мощностей. Потенциал для увеличения производства имеет только «Тобольск-полимер» (загрузка в 2015 г. - 76%). А это значит, сделала вывод эксперт, что бурный рост объемов выпуска, наблюдаемый в последние годы, скоро прекратится.В структуре рынка ПП по производителям наибольшую часть занимает все тот же «Тобольск-полимер» - почти 30%. На втором месте с долей 17% находится «НКНХ», за ним следует «Полиом» (15%).Отечественные предприятия наряду с выпуском базовых марок расширяют ассортимент за счет высокомаржинальной продукции, соответственно, производство сополимеров ежегодно растет. Если в 2014 г. было выпущено 157 тыс. т, то в 2015 - на целых 58% больше (250 тыс. т).Потребление ПП в России за 2015 г. выросло на 10% и превысило 1 млн т. В общей структуре потребления доля российских производителей достигла 88%. Растет этот показатель и в сегменте сополимеров - с 68% в 2014 г. до 80% в 2015 г. Г-жа Огрель отметила, что увеличился спрос на все виды ПП.Что касается структуры потребления по областям применения, самой крупной из них являются товары народного потребления (тара/упаковка, игрушки, мебель, хозтовары) – 30%. На втором месте с показателем 21% находятся пленки, на третьем – 20% - пленочная нить (бигбэги и мешки).
Специалист отдела продаж Sabic Innovative Plastics Юлия Коломенцева также считает, что наблюдается тенденция восстановления спроса: «Последние месяцы компании работали очень интенсивно, склады заполнены. Плюс курс рубля хоть немного, но подрос. Соответственно, во втором полугодии 2016 г. мы надеемся на рост импортных поставок».
У компании «Нижнекамскнефтехим» - ведущие позиции по производству сополимеров в России, в 2015 г. доля в общем объеме составила 73.4%. С докладом о марочном ассортименте выступил Марат Фатыхов, заместитель коммерческого директора - начальник отдела рекламы и выставок. Если в 2013 г. в портфеле компании преобладали гомополимеры (41%), то уже в 2015 г. их доля снизилась до 12%. Основную позицию с показателем 64% заняли блок-сополимеры. В целом общая доля выпуска сополимеров в программе производства предприятия (сумма блок-сополимеров + стат-сополимеров) выросла с 58% до 84%.
Поддерживает коллегу и ведущий специалист по закупкам пластмасс альянса Автоваз-Renault-Nissan Ирина Смольякова: «Мы как автопроизводитель столкнулись с теми же проблемами – хотим увеличить долю локального сырья, но возможности пока нет ввиду отсутствия качественных добавок для полипропиленовых компаундов. Наша цель – активнее работать с внутренними поставщиками».
«Джокей пластик Могилев» год назад запустила предприятие в Ульяновске и сейчас подводит первые итоги. По словам коммерческого директора Валерия Путикова, из-за падения строительной отрасли уменьшилась потребность в декоративных материалах, красках, штукатурках – всей той продукции, которая упаковывается в ПП. Соответственно, предприятие меняет нишу и переориентируется на выпуск упаковки для пищевой отрасли.
При производстве упаковки большое значение имеют не только качественные характеристики полипропилена, но и его внешний вид. Milliken учитывает это при работе с потребителями и предлагает клиентам специальный просветлитель, говорит Дариуш Лукашевски, региональный менеджер по Центральной и Восточной Европе. Просветленный ПП с добавлением Millad NX 8000 обеспечивает оптимальный внешний вид изделий, а также сокращение времени цикла и экономию энергии в процессе производства. Помимо этого, технологии нуклеации обеспечивают значительные улучшение механических свойств с одновременным повышением производительности.
Также, добавил г-н Лукашевски, в России просветленный полипропилен с добавлением Millad NX 8000 заменил импортируемые марки и имеет большой потенциал для экспорта.
В структуре российского рынка пластиковых труб для внутридомовых систем отопления и водоснабжения более 50% принадлежит трубам из полипропилена (PPRC). В объемном выражении это почти 100 тыс. т в 2015 г., говорит технический директор компании «Альтерпласт»Олег Козлов. Подавляющее большинство из них – российского производства (55%). Крупным поставщиком ПП-труб является и Турция. Что касается сырья для полипропиленовых труб, 62% от общего объема поставляют отечественные заводы и 38% приходится на импорт (лидер – Borealis).
Говоря о прогнозе на ближайшие годы, докладчик отметил рост внутреннего производства пластиковых труб. В частности, объем производства PPRC в гранулах в РФ вырастет до 70 тыс. т в 2018. Производство полипропиленовых труб в РФ приблизится к 95% от общего потребления напорных PPRC труб в нашей стране.Текущая ситуация, говорит г-н Козлов, позволяет компании «Альтерпласт» смотреть на новые экспортные рынки – в частности, развивающихся стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Директор по маркетингу «Про Аква» Михаил Бондаренко отметил, что сейчас все острее встает проблема т.н. «фейковых» труб. В России действует ГОСТ 32415-2013 на напорные трубы из термопластов, который прописывает все основные характеристики трубы. Однако на рынке доступна – и пользуется спросом – продукция, не соответствующая стандарту, но зато по более низкой стоимости. Г-н Бондаренко сравнил ее с бомбой замедленного действия – несоответствие труб ГОСТу через несколько лет может привести к аварии. Необходим более строгий контроль за качеством трубной продукции на российском рынке.
О новом практическом применении процессинговых добавок в полипропилене рассказал Роман Васильев, ведущий инженер департамента материалов для промышленности «3М Россия». В ходе лабораторных испытаний процессинговой добавки Dynamar FX 9613 на стадии экструзии были выявлены следующие положительные эффекты, которые могут улучшить производственные параметры получения ПП с низким ПТР: улучшение качества экструдата и деструкции ПП во время экструзии; снижение давления расплава полимера ни фильеру экструдера; снижения вязкости расплава; снижение напряжения сдвига расплава.
Марат Фатыхов подтвердил, что использование процессинговых добавок на производстве ПП в «НКНХ» позволяет достичь заявленных результатов.
В завершение конференции управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров отметил: «Главным рыночным стимулом для спроса на произведенные в России полипропилен, компаунды, изделия в 2015 г. стал низкий курс рубля. Скорее всего, в ближайшее время сопоставимый обвал курса не повторится, и конкуренция с импортной продукцией снова становится актуальной, ведь цены на полимер в мире тоже упали. Поэтому, при всех успехах последних нескольких лет, необходимы новые стимулы, которые поддержат дальнейшее развитие переработки ПП и для внутреннего рынка, и на экспорт. Мы ожидаем реальных мер поддержки промышленности в части кредитной политики, инструментов снижения цены на сырье, преференций для экспорта готовой продукции».